- кушиты
Кушиты. Замужняя женщина рендилле.
куши́ты, группа народов на востоке Африки, живущих от Восточной пустыни Египта до Северо-Восточной провинции Кении; южнее и юго-западнее этой территории имеются анклавы кушитов в Северной Танзании (ираку, горова) и Северной Уганде (тесо, магогодо). К кушитам относят и родственные им омотские народы Юго-Западной Эфиопии, а также малые этносы, в прошлом говорившие на кушитских языках или в этногенезе которых участвовали кушиты. Общая численность кушитов свыше 30 млн. человек. Они составляют половину населения Эфиопии (оромо и более 30 других этносов), почти всё население Сомали (сомалийцы), большинство населения — суданской провинции Кассала (беджа) и восточной части кенийской Северо-Восточной провинции (оромо-боран, сомалийцы-дарод, рендилле, габбра, оромоязычные северные покомо, банна, бони и др.). Говорят на языках кушитской группы афразийской семьи.
Отдельные кушитские этносы различаются по хозяйственно-культурному типу, религии, принадлежности к эфиопской или исламской культуре либо по длительному развитию в изоляции (кушиты Танзании, Уганды, габбра и рендилле Кении, консо, бурджи, цамаи, дасанеч и др. на Юго-Западе Эфиопии), а также временем формирования (беджа — в древности, билен — в средние века, мбулу — в новое время и т. п.).
Древнейшая кушитская общность образовалась в 9—8-м тысячелетии до нашей эры. В середине 3-го — 2-м тысячелетии до нашей эры часть кушитов вступила в контакт с древне-египетской цивилизацией. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры в Нубии возникло государство Куш (в XIX веке его название было перенесено на кушитов), в формировании которого принимали участие кушиты (родственные агау и беджа). В 1-е тысячелетие до нашей эры — первые века нашей эры северные и, возможно, западные кушиты испытали влияние Мероэ, часть кушитов подверглась влиянию южноаравийской культуры, носители которой около середины 1-го тысячелетия до нашей эры начали переселяться на плато Тигре (Тыграй) в Эфиопии. Возникшие позднее Аксумское царство и его наследница Эфиопия заняли центральное место в культурном мире кушитов. Отдельные кушитские этносы испытали также влияние средневековой нубийской цивилизации (беджа) и особенно ислама (беджа, афар, сомалийцы, часть — сидамо и омето и др.). Кушиты приняли участие в этногенезе аксумитов, гураге и других народов, а также нубийцев, части суданских арабов, ряда этносов банту и южных нилотов Восточной Африки (южнокушитские народы). Кушитский субстрат объединяет семитоязычные народы Эфиопии с кушитами Эфиопии и соседних стран.
В культурном отношении кушиты подразделяются на группы, не полностью совпадающие с этнолингвистическими делениями: 1) оромо, крупнейший из кушитских народов, ассимилировавший ряд кушитских и семитоязычных групп Эфиопии, а также некоторые племена банту (на севере Кении).
2) Народы аридных приморских равнин (от Египта до Кении) — сомалийцы, афар, беджа и сахо. Среди них уже в древности сформировались три основных типа хозяйства: кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды и мелкий рогатый скот), в речных долинах и предгорьях — пашенное или (на юге Сомали) ручное земледелие; на морском побережье — рыболовство и морские промыслы. Народы этой группы — мусульмане-сунниты (кроме части сахо). Характерны разветвлённые родо-племенные структуры, в основе которых — патриархальная семья; форма политического объединения — союз племён, в недавнем прошлом возглавлявшийся султаном. Союзы племён и отдельные племена различаются по "благородству" происхождения (у беджа — бишарин и хадендауа, у сомалийцев — собственно сомали и саб, у афар — кастово-племенные группы асаймара и адоймара).
3) Народы агау, в древности населявшие обширную территорию к западу от приморских равнин, живут отдельными группами среди семитоязычных народов Эфиопии и ассимилируются ими.
4) Группа народов, близких сидамо, в средние века населявших обширные территории на юге и в центре Эфиопского нагорья и граничивших на севере с агау, на востоке с кушитами приморских равнин. Основное занятие — ручное и отчасти пашенное земледелие. В средние века создали государства Хадья, Камбата и др. В большинстве — мусульмане-сунниты и христиане-монофиситы, часть — католики, протестанты (лютеране и др.) или последователи традиционных религий.
5) Омотские народы (группы омето, гонга, гимира-мажи, ари-банна, ямма и др.), населяющие значительную часть Юго-Западной Эфиопии. В древности и средние века территория омотских народов простиралась на север до долины Голубого Нила (их представители в этом районе — анфило и шинаша из группы гонга). В средние века и в новое время у омотских народов существовал очаг высокой культуры в Ынарья, позднее в царстве Кафа. У омотских народов и смешавшихся с ними западных оромо кастовая система — наиболее сложная среди кушитов, система половозрастных классов не развита, деление на родовые группы играет меньшую роль.
6) Народы консо (собственно консо, гидоле, цамако, гобезе, арборе, дасанеч и др.), живущие к югу от сидамо и омотских народов и в отличие от них развивавшиеся сравнительно изолированно. Основные занятия — ручное земледелие (у консо — орошаемое), кочевое скотоводство (арборе), отгонное скотоводство в сочетании с ручным земледелием (дасанеч). Исповедуют традиционные религии, есть христиане.
7) Южные кушиты (ираку, суле, горова, алава, бурунги), живущие на севере Танзании в окружении южных нилотов, банту и др. Основные занятия — ручное земледелие и отгонно-пастбищное скотоводство. Мало отличаются от соседних некушитских народов. Исповедуют христианство (католицизм, лютеранство и др.), придерживаются традиционных религий.
Для кушитов характерны процессы этнической консолидации, особенно у сомалийцев. В эфиопии культуры как кушитов, так и семитоязычных народов составляют часть общеэфиопской культуры.
Ю. М. Кобищанов
Этнонимы: кушиты, агау, адоймара, алава, анфило, арборе, ари-банна, асаймара, афар, банна, беджа, билен, бишарин, бони, бурджи, бурунги, габбра, гидоле, гимира-мажи, гобезе, гонга, горова, дасанеч, ираку, консо, магогодо, мбулу, омето, оромо, оромо-боран, рендилле, саб, сахо, северные покомо, сидамо, сомали, сомалийцы, сомалийцы-дарод, суле, тесо, хадендауа, цамаи, цамако, шинаша, ямма
Кушиты. Продажа изделий ремесленников-сомалийцев в Танзании.
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.